Становление монастыря. Архипастырские заботы

toplovskyiВ 1868 г. владыку Алексия сменил на Таврической кафедре преосвященный Гурий (Карпов). Новый владыка, как и его предшественники, уделял монастырю много внимания. Это благодаря ему обитель была введена во владение землею, и он же поручил временно, до избрания игумении, заведовать монастырем монахине Надежде (в 1894 г. она была пострижена в схиму с наречением имени Нафанаилы). При ней возле монастырской церкви был построен одноэтажный дом, где были устроены кельи для сестер, что было насущно необходимо. Первые годы существования обители были очень тяжелы: сестры бедствовали, жили в построенных своими руками хижинах-землянках, мало отличавшихся от землянки болгарки Конастантины-Параскевы, нищенски одевались и весьма скудно питались, но усердная молитва в монастыре не угасала, и богослужение совершалось беспрерывно.

В 1872 г. монахиню Надежду по благословению епископа Гурия сменила монахиня Аполлинария, перешедшая сюда в 1869 г. из Одесского Свято-Михайловского женского монастыря. Она управляла монастырем всего два года, но сделала для обители немало: были построены  трапезная с кухней, дом для священника и скотный двор. Все строилось на скромные монастырские сбережения, а материал для построек сестры в основном заготавливали сами.

toplovskyiВысокопреосвященный Гурий не переставал искать настоятельницу монастыря, которой можно было всецело вверить созидание обители. Он переписывался с настоятельницами женских монастырей, прося их подыскать из числа сестер лиц, способных управлять обителью. Случайно об этом узнала игумения Московского Страстного монастыря Валерия и изъявила желание перейти в Топловскую обитель. Желание это было продиктовано прежде всего тем, что игумения Валерия, в миру баронесса Боде, была крымчанкой, она родилась в Судаке, и конечно же, узнав об открытии в родных местах женской обители, захотела потрудиться над ее устроением. По ходатайству епископа Гурия Святейший Синод в 1875 г. переместил игумению Валерию на должность настоятельницы Топловского Параскевиевского монастыря. Игуменией Валерией руководили самые благородные и чистые стремления, получившие, к сожалению, печальное воплощение: она начала новые постройки, весьма неудачные (дом, построенный ею, очень быстро стал аварийным и впоследствии был снесен), наделала долгов, и в начале 1877 г. покинула монастырь.

После столь неудачного выбора преосвященный Гурий на время отказался от поисков игумении, и учредил монастырский совет, состоящий из председательницы, казначеи, благочинной и экономки. Председательницей совета по управлению монастырем стала монахиня Манефа, казначеей – послушница Алевтина, благочинной – послушница Капитолина (впоследствии монахиня Варсонофия), и экономкой – послушница Вера. Секретарем совета Владыка Гурий назначил послушницу Вячеславу. Думается, что учреждение совета вместо назначения игумении было на тот момент весьма разумным – монастырские дела и хозяйство были в печальном состоянии, накопились долги, требовались большие усилия для разрешения этих проблем, и одному человеку это было бы просто не по силам. Положение монастыря было действительно затруднительным, и как тут не вспомнить помощь преосвященного Гурия, дававшего не только практические советы: Владыка ссудил обители 1500 рублей, из которых 1000 оставил впоследствии монастырю по духовному завещанию.

toplovskyiПреосвященный Гурий за 14 лет своей подвижнической деятельности на Таврической кафедре значительно упрочил позиции православия в Крыму. Трое Таврических первосвященников – Иннокентий, Алексий и Гурий – возвели мощный фундамент, и их последователи до самых 20-х годов XX в. лишь в той или иной степени поддерживали здание православия. Все эти крымские владыки принимали участие в судьбе Топловской обители, и, вспоминая о годах становления монастыря, нельзя не вспомнить с благодарностью этих трех архипастырей.

Следуя наставлениям преосвященного Гурия, монастырский совет начал мало-помалу приводить дела обители в порядок, благосостояние ее росло. Этому росту в немалой степени способствовали помощь и пожертвования богомольцев. Можно с уверенностью утверждать, что ни одному крымскому монастырю не жертвовали так много и так щедро, как Топловскому; были пожертвования весьма значительные: крупные денежные суммы, дома, земельные участки и пр. Имена многих благотворителей дошли до нас, и мы можем отдать им нашу скромную дань памяти.

Строгая экономия сестер в сочетании с пожертвованиями поправили монастырские дела настолько, что обитель со временем стала даже делать некоторые приобретения. В 1880 г. вдова унтер-офицера Мария Петровна Киркина на свои личные средства и на собранные ею пожертвования приобрела земельный участок в 125 десятин, примыкающий к обители, и принесла его в дар монастырю. В 1884 г. монастырь был введен во владение этим участком.

В 1882 г., после кончины преосвященного Гурия, на Таврическую кафедру был назначен епископ Гермоген (Добронравин), который, подобно своим предшественникам, заботился о Топловской обители. Ему предстояло закончить нелегкое дело, тянущееся более двадцати лет: тяжбу с Феодорой Зотовой, одной из сестер, пожертвовавших монастырю землю, на которой он располагался. За это время сменилось несколько епископов, умерла сестра Феодоры – Ангелина, но Феодора Зотова с нечеловеческим упрямством продолжала судиться с монастырем. Но наконец-то сделка состоялась, и 1 февраля 1883 года по контракту, заключенному у симферопольского нотариуса Житинского, Феодора Зотова отказалась от пожизненного половинного дохода с земли, которую ее сестра Ангелина Ламбири пожертвовала монастырю, с тем, чтобы монастырь уплатил ей единовременно 5000 рублей. Эти деньги были уплачены, и монастырь наконец-то приобрел право на полное распоряжение землей. Этот день был одним из самых светлых и радостных в обители, сестры со слезами радости благодарили Господа Бога и преподобномученицу Параскеву, ибо только с этого момента монастырю обеспечивалась полная стабильность существования.

Обитель продолжала расширяться, приобретая смежные участки земли. Так, в 1884 г. монастырский совет приобрел за десять тысяч рублей участок в 124 десятины, и опять же на эту покупку половину суммы пожертвовала М.П. Киркина, а вторую половину монастырь уплатил в несколько сроков из своих, с большим трудом собранных, средств.

toplovskyiПосле столь крупных покупок денег на строительство внутри обители почти не оставалось, но монастырский совет все-таки смог сделать самое необходимое. В1880 г. были перестроены монастырская баня и прачечная, при них были вырыты колодцы, куда по трубам провели родниковую воду. Это значительно облегчило труд сестер, которым уже не надо было носить тяжелые ведра. На святом источнике в 1882 г. устроили резервуар, выложенный местным гранитом; прилегающую к источнику площадку выложили таким же камнем. В маленькой часовне над источником был устроен иконостас, где среди других образов находился список с чудотворной иконы, некогда обретенной здесь. Возле церкви св. преподобномученицы Параскевы устроили небольшой фонтан, где на гранитном постаменте был укреплен мраморный крест. Водяные струи ниспадали с креста в бассейн, вокруг которого был разбит небольшой, но прекрасный цветникВоду в фонтан провели по трубам из источников, расположенных выше монастыря. Этот бассейн сохранился до наших дней. И, наконец-то исполнилась мечта богомольцев, чающих исцеления, – в 1883 г. на источнике св. Параскевы была устроена купальня из двух отделений, резервуары которой наполнялись водой из целебного источника. Здесь же находился большой бассейн, служивший для монастырских нужд, вода в который была проведена из святого источника.

toplovskyiВладыка Гермоген был переведен на Псковскую кафедру, а его место в сентябре 1885 г. занял преосвященный Мартиниан (Муратовский), принимавший деятельное участие в благоустроении Топловской обители.В  1885 году благоустроили дорогу, ведущую в монастырь. Эти работы потребовали значительных средств, но были необходимы, так как дорога е монастырь шла вдоль  обрывов и имела несколько крутых поворотов, для безопасности их оградили деревянными столбиками. От Топлу дорогу в монастырь указывал большой белый крест, с одной стороны его была икона святой Параскевы, а с другой икона Казанской Божией Матери.  В 1886 г. на речке Мокрый Индол соорудили мельницу. Правда, мельница могла работать только весной и осенью, когда дожди наполняли реку водой. За это время монахини успевали заготовить запас муки для обители на целый год. И хоть мельница не приносила дохода, ее устройство облегчило труд монахинь, которым приходилось по нескольку недель ожидать своей очереди на соседних мельницах.

В последующие годы монастырский совет принялся за расширение и престройку церкви св. Параскевы, которая стала уже мала для обители В 1887 году, по благословению владыки Мартиниана, церковь перестроили и увеличили по плану, составленному гражданским инженером Агиенко. Сквозную галерею, окружавшую храм, обнесли каменной стеной и непосредственно соединили с церковью. 24 июля 1888г. преосвященный Мартиниан вновь освятил перестроенный храм. В том же году к церкви пристроили новую каменную колокольню, крытую железом; кресты с шарами на церкви и колокольне были вызолочены. Заново отделали и иконостас в храме: выкрасили светло-розовой краской и позолотили. Перед клиросами устроили два боковых небольших иконостаса, также крашенных с позолотою. На устройство этих иконостасов Т.И.Мальчевская пожертвовала 300 рублей.

За плодотворную деятельность члены Монастырского совета были награждены епархиальным начальством. В 1885 году председатель совета монахиня Манефа была возведена в сан игумении, а члены совета казначея Вячеслава и благочинная Капитолина удостоены грамот. В 1889 году игуменью Манефу сменила монахиня Параскева, бывшая послушница Вячеслава. 16 июня 1889 года она была пострижена в монашество с именем Параскевы епископом Таврическим и Симферопольским Мартинианом, а 26 июля 1890 года возведена в сан игуменьи и управляла обителью до 1928 года, то есть до ее закрытия.